Версия для слабовидящих

Консультация "Социальное познание и образовательная среда детского сада.

Социальное познание и образовательная среда детского сада.

 

   По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом.

В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в наш мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но так же способствует раскрытию их индивидуальности.

     Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. Для активизации социального познания необходимы:

овладению сущностью событий и пространства;

взаимодействие с взрослыми;

определения социальных ролей, актуализированных ситуацией;

                       Активизация социального познания дошкольника.

 

Пространство, где находится дошкольник, подвигает его на усвоение так называемых социальных дистанций. Поведение старших дошкольников корректно, они не нарушают пространственных норм взаимодействия. А вот в незнакомой обстановке дети допускают ошибки.

Дети могут располагаться близко или далеко, они либо контактируют, либо избегают контакта, ведут себя вызывающе, привлекая внимание жестами, словами, действиями, мимикой и т.д.

         В данном случае педагог может использовать педагогические приёмы, направленные на освоение детьми социальных дистанций.

 

             ПЕРВЫЙ ПРИЁМ: ритуалы в группе

Социальные дистанции можно поддержать определёнными ритуалами:

Приветствия с действиями

С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.

Дай пять – вместе с рукопожатием.

Любые приветствия могут быть:

  • с обниманием,
  • с похлопыванием по плечу,
  • с приветливым взмахом рукой,
  • с переплетением рук «корзиночкой».
  • «Телеграмма». Дети сидят в кругу, один из них говорит: «Я посылаю телеграмму Жене» - и пожимает руку соседу, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «телеграмма» не дойдет до Жени. После чего Женя сообщает: «Телеграмму получил» (если рукопожатие дошло до него) или «Телеграмму не получил» (в ситуации когда рукопожатие «потерялось» по пути к нему).

 

Официальные приветствия

Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, а если по фамилии, то обязательно добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»: «С добрым утром, господин Никитин», «С добрым утром, мадемуазель Лена». Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо.

 

Приветствия с комплиментами

Каждый ребенок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Саша, ты сегодня такая веселая! Привет, Аня, мне очень нравится, как ты рисуешь кота).

   Нужно стараться ориентировать детей на комплименты, которые отражают то, что дети делают, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты.

 

         ПРИЁМ ВТОРОЙ: коммуникативные игры

                 «Снежный ком». Ведущий первым называет свое имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторят его, и называет свое. Последний ребенок повторяет все имена (слова) в порядке их представления и называет свое имя (слово).

                 «Волшебная коробочка». Поставить в центр круга красивую коробочку. Предлагаем детям догадаться, что же в ней лежит. Высказывать свои соображения и задавать вопросы можно по очереди или только в определенное время.

                 «Угадай». В прозрачную пластиковую банку положим несколько мелких предметов (кубиков, камешков, желудей, монеток). Детям предлагается угадать, сколько предметов в банке. Названные числа записываются в общую табличку с указанием имен. В конце игры открываем банку и пересчитываем количество предметов. Победит тот, кто точнее всех определил число предметов.

 

                 Какой же педагогический эффект получается с выбором пространства?

При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.

                 Событие – то, что уже произошло когда-то и не повторится с фотографической точностью никогда. Древние говорили: «Невозможно войти дважды в одну и ту же реку»; и так же невозможно повторить все те состояния, пережитые в определённых ситуациях. Но психологическое состояние способно дать толчок развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психических процессов. Старшие дошкольники уже понимают суть многих событий и могут разобраться и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, построить в нем свои отношения с другими людьми. В этом смысле необходимо обратить внимание на технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе:

   педагогический анализ события;

   влияние его воспитательного потенциала;

   акцентирование тех сторон события, которые могут оказать влияние на

   ребёнка;

   нейтрализация негативного влияния;

   стимулирование рефлексивного отношения ребёнка к происходящему.

 

             ПРИЁМ   ПЕРВЫЙ: традиции группы

* «Читательский день» (по выбору педагога) – дети по очереди приносят свои любимые издания литературы, заранее готовят пересказ одной истории и воспитатель организовывает обсуждение рассказанного, для того чтобы все могли представать себе картину происходящего, выразить своё отношение к героям и событиям, придумать продолжение истории.

* «Отмечаем день рождения». Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

* «Календарь настроения». Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

*«Сладкая среда" внести разнообразие, новые яркие чувства и переживания после трёх дней проживания ребёнка в детском саду. Подготовка начинается у детей дома, когда они совместно с родителями готовят угощение. В группе этой традиции отводится особое время (когда дети не заняты занятиями и играми), чаще всего это время после дневного сна. Детям накрывается один общий стол, очень красиво сервируется, оригинально раскладываются угощения. Дети участвуют в сервировании стола. После того, как столы накрыты, дети занимают свои места по желанию. За столом детям разрешается негромко разговаривать, воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем то - беседу, помогает детям развить темы разговоров. Закончив трапезу, дети благодарят угощавшего их ребёнка. Ребёнок, который угощает в день сладкой среды, чувствует себя объектом общего внимания, у него повышается самооценка, весь день у ребёнка положительный настрой. Дети с нетерпением ждут, когда наступит "их" сладкая среда, готовятся к ней, чувствуют ответственность, для них это личный праздник.

«Мы идем в музей». Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность.

 

             ПРИЁМ   ВТОРОЙ: коллективные творческие работы

Коллективные работы – это один из путей социального познания, при условии, что при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых событий. Это может быть коллаж из детских фотографий, картинок, детских рисунков. А сообща выполненная детская газета подтолкнёт многих детей к активному познанию действительности.

       Педагогический эффект создания событийной среды.

Ребёнок меняется сам, если поменять события и взгляд на них самого ребёнка. События помогают изменить внутреннее состояние и взгляд на окружающий мир. События позволяют актуализировать внутреннее состояние, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления и т.д. и, что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

             Значимые взрослые – это могут быть родители и воспитатели – люди, к которым дети относятся с большой степенью доверия, имеют тёплые отношения. А ребёнок выбирает значимого взрослого для себя неслучайно. Он разделяет не только содержание общих дел, но мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми. Если значимый взрослый обеспечивает старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребёнок тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании. А для этого необходимо, чтобы взрослые и дети не просто были организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы.

             ПРИЁМ ПЕРВЫЙ:   рисунок

             Проективный рисунок. В рисунке ребёнок на невербальном уровне проявляет своё отношение к тем, которые имеют большое значение в их жизни. По заданию педагога дети могут рисовать праздник в детском саду или круг своих знакомых и родных. Следует помнить, что любые диагностические процедуры дают мгновенный срез; следовательно, выводы будут носить актуальный характер в конкретный момент времени и должен использоваться осторожно.

               Тематическое рисование. Цель рисунка – уточнения и расширения социальных контактов. В процесс необходимо внести элемент обсуждения или подведения итогов. Тема рисунков может быть любой, касающейся определённой группы или групп людей.

 

             ПРИЁМ   ВТОРОЙ: коммуникативные игры

                 «Просьба». Эта игра парами. Дети просят друг у друга что-нибудь. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов. Для этого ребёнок должен использовать в своей просьбе вежливые слова, обращаться по имени к собеседнику, говорить комплименты и др.

                 «За что мы любим?» Дети стоят по кругу, а ведущий выбирает себе ребёнка, о котором пойдёт речь. Он называет пять привлекательных качеств, характеризующих выбранного человека.

Остальные пытаются, отгадать о ком идёт речь. В конце игры определяют самую популярную личность.

               «Волшебный стул». Ход игры: Один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

 

                 Педагогический эффект выбора значимого взрослого.

Под влиянием значимого взрослого у ребёнка формируется чувство принадлежности к миру людей, чувство «мы». Такой опыт старшего дошкольника с разными людьми даёт ему основание ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми в разных ситуациях.

             Социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, пантомимики, мимики, жеста. Дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.

               Приём первый: Режиссерские игры:

               Игры «Семья», «Магазин» и др. позволяют детям освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, пациент, родитель и т.д.

               Игра «Школа» позволяет ребёнку самостоятельно моделировать будущее, побывать в роли ученика и учителя, (дошкольника и воспитателя и др.)

               Приём второй: развивающее занятие

                 Детям раздают листы бумаги, поделённые на квадраты, где символами изображены вопросы-ситуации, касающиеся школьной жизни. Воспитатель просит отметить галочкой квадраты, касающиеся школьной жизни. В заключении надо расставить акценты на ответах большинства, меньшинства и отметить то, что неправильных ответов не было, потому что жизнь школьников очень разнообразна, насыщена событиями и встречами с интересными людьми, которые находятся всегда рядом и помогут детям в их школьной жизни. Главная идея занятия – безоценочность выбора каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни.

                 Приём третий: экскурсии в школу

       Это традиционное мероприятие в дошкольном мире. Здесь ребёнок может увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Ещё одну экскурсию можно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, нет звонков. В это время можно спокойно познакомиться с пространством школы: побывать в разных кабинетах, где очень ярко представлены науки (химия, география, биология и др.), порисовать мелом на доске, посетить столовую, спортивный зал, библиотеку.

                 Педагогический эффект выбора социальной роли.

Осваивая социальную роль, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

       В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.

 

Литература

  1. Громова О.Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром – М.: Сфера, 2012. – 3с., 21с.
  2. Свирская Л.В. Утро радостных встреч - М.: Линка – Пресс, 2010. - 5с., 46.с.

Материал подготовлен воспитателем Крупа И.А.

Комментарии

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги