Версия для слабовидящих

Работа с педагогами

Работа с педагогами

                                         Консультация для педагогов.

                    Исторический аспект в исследовании связной речи

                                          детей дошкольного возраста.

   Проблема развития связной речи у детей  дошкольного возраста дала почву для исследования многим педагогам прошлого и современности.

       Проблема развития связной речи в трудах педагогов.

Уже в 17 веке возникали проблемы с развитием связной речи детей. В своих трудах чешский педагог Ян Амос Коменский  (1592-1672) уже тогда предлагал в качестве средства развития связной речи пользоваться в работе с детьми художественными произведениями. Он считал, что в работе с детьми необходимо четко называть предметы.

   Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) также был близок к трудам Коменского и считал, что для обучения правильной связной речи необходимо установить определенную последовательность. Для начала необходимо познать сам предмет внешне, определить его отличительные признаки, затем необходимо подобрать ряд слов для характеристики этого предмета, составление предложений и на основе этого попробовать составить связный текст. (1).

    Огромная заслуга в системе обучения родному языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.

     Для обучения он в своей теории ставит три цели.

Первая цель – учить ребенка выражать свои мысли. Чтобы ребенок мог четко представлять то, о чем он хочет сказать, необходимо применять наглядность, чтобы ребенок, опираясь на конкретные образы смог научиться свободно выражать свои мысли.

Вторая цель, которую ставит Ушинский – учить ребенка формулировать свои мысли так. Чтобы они были эстетически красивыми, каковыми служат образцы литературных произведений. Здесь также существовали свои требования: понятное, доступное содержание, художественный язык, положительные идеи. Выбор Ушинского при подборе литературных произведений пал на загадки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, произведения русских писателей,  и, конечно же, на свои собственные произведения, которые уже изначально писались Ушинским для чтения детям.

 И третьей целью Ушинский ставил практическое усвоение грамматического строя русской речи. Сюда он включал разнообразные упражнения – придумывание предложений, подбор слов и др. Но главное здесь было то, что все три цели должны осуществляться одновременно.

Благодаря вкладу К.Д.Ушинского в методику развития речи сегодня современные детские сады на практике широко используют упражнения, рассказы, написанные им самим и переработанные им русские народные сказки. (4).

    Елизавета Николаевна Водовозова (1844 - 1923) была ученицей и последовательницей К.Д. Ушинского. Она была не только педагогом, но и детской писательницей. Она, как и ее учитель К.Д. Ушинский, отдавала должное в образовании народному творчеству, воспитанию, народной речи. Она считала, что именно с накоплением опыта будет развиваться связная речь и мышление. В своих трудах Е.Н. Водовозова представила методику использования русского фольклорного языка в развитие связной речи. Именно здесь были высказаны ее взгляды на сказку. Она в своих трудах предложила серию сказок,  которые были бы доступны для детей дошкольного возраста. Она считала, что сказка должна опираться только на детский опыт. В задачи сказки входит развитие детской фантазии. Именно сказка, считала Е.Н. Водовозова, должна обогащать речь ребенка дошкольника речевыми литературными оборотами и выражениями. Также ценны были ее рекомендации по отбору сказок для чтения детям.

Научная деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 -1944) оказывала огромное влияние на методы работы по развитию связной речи детей. Тихеева была известным общественным деятелем в области дошкольного воспитания. Она считала, что обучение родному языку и развитие связной речи идут параллельно с развитием самой личности ребенка. Именно развитие связной речи, считала Тихеева, лежит в основе всей системы воспитания в детском саду.  Ее виды детского рассказывания (по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.) актуальны и сегодня.

   Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952) доктор педагогических наук, профессор. Она большое внимание уделяла диалогической речи, считая, что именно диалог между детьми и взрослым и между самими детьми играет очень большую роль в развитие связной речи дошкольников. Но несмотря на это она не уменьшала и роль монолога в речевом развитие. Е. А. Флерина разработала свою классификацию и методику бесед взрослого и детей (1).

Развитием связной речи детей дошкольного возраста занималась также Ольга Ивановна Соловьева. Занимаясь долгие годы совершенствованием работы детских садов по развитию речи она написала первое учебное пособие по методике для студентов педагогических училищ. В нем она рассматривает  все стороны развития речи, уделяя особое внимание развитию связной речи дошкольников.

Также проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста  уделяли особое внимание А.П.Усова, Л.А. Пеньевская. А.М. Бородич, Р.И. Жуковская, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин.

Ученицей Е.А. Флериной и ее последовательницей многие годы была Мария Митрофановна Конина (1913-1991). Она преподавала методику развития речи студентам и на ряду с этим продолжала идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Она считала, что благодаря художественной литературе интенсивно развивается речевое, умственное развитие, развивается нравственное и эстетическое воспитание. Психолого  – педагогические исследования развития речи детей дошкольного 

возраста изучались в НИИ дошкольного воспитания по руководством Галины Михайловны Ляминой. В трех направлениях выполнялись исследования детской речи .

  1. 1.      структурное – здесь исследовались вопросы формирования разных структурных сторон системы языка (грамматический. Лексический, фонетический).
  2. 2.      Функциональное –здесь уделяется большое внимание формированию навыков владения языком.
  3. 3.      Когнитивное – здесь большое внимание уделяется формированию осознания основных явлений языка и самой речи.

    Другое направление, которое изучали исследователи развития речи, было изучения педагогических условий для лучшего формирования связной речи. Связная речь здесь рассматривается с точки зрения феномена, который способен вобрать в себя не только все достижения речевого развития, но и умственного тоже.

В середине 20 века все исследования в области связной речи опирались в своей основе на идеи Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной. В них была и классификация детских рассказов и методика обучения разным видам рассказывания.

Сохин Ф.А. и Ушакова О.С. в своих исследованиях в центр внимания ставили умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами. 

Комментарии

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги