Версия для слабовидящих

Работа с детьми.Тема самообразования:«Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок»

Работа с детьми.Тема самообразования:«Формирование словаря и связного высказывания детей на материале сказок»

     Тема по самообразованию:  «Формирование словаря и связного высказывания на материале сказок детей среднего дошкольного возраста».

       Актуальность темы: 

    В соответствии с ФГОС ДО «речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

    В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

   Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

    Через сказки ребенок получает знания о мире и взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека; учится преодолевать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, справедливости, любви.

     

        Цели работы:

• Повышение профессионального уровня педагога.

• Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС при помощи сказок.

       Задачи:

• Развивать коммуникативные навыки.

• Совершенствование диалогической формы речи.

• Развитие умения поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.

• Обучение детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.

• Продолжать работать с детьми над звукопроизношением, звуковой культурой речи, обогащать словарный запас.
    

     Список литературы

  1. 1.     Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и средн. учебных заведений 3-е изд.,- М.: Академия, 2014. – 400с.
  2. 2.      Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  3. 3.      Большева, Т. В. Учимся по сказке (развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники) [Текст]. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 112 с.
  4. 4.       Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  5. 5.        Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
  6. 6.        Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст]/ сост. Н.В. Нищева. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2014. – 275 с.
  7. 7.        Гризик, Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образовательных учреждений. – М., Просвещение, 2007. – 224с.
  8. 8.         Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]: Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27-71.
  9. 9.         Литвинцева, Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника [Текст]. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 88 с.
  10. 10.       Новиковская, О. А. Конспекты занятий по сказкам [Текст]. – СПб.: Паритет, 2007. – 112 с.
  11. 11.        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
    www.consultant.ru.
  12. 12.      Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 464 с.

 

     

       План работы по самообразованию  2017-2018 учебный год

Срок

Тема

Содержание работы

Сентябрь

 

Постановка проблемы. Определение цели и задач работы над темой.

Подбор и изучение литературы по теме;

Октябрь

 

Использование комплексной методики М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, направленной на изучение уровня развития речи детей.

Изучение уровня развития речи детей

Ноябрь-декабрь

 

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий речевого развития в группе

 

Январь

 

Планирование работы по самообразованию

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Февраль

 

Доклад на тему: «Формирование словаря детей в процессе работы со сказкой»

Выступление на педагогическом совете по  теме: «Развитие речи дошкольников посредством фольклора»

Март

«Шаг за шагом»

Разработка конспектов НОД по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Апрель

 

Изучение литературы и Интернет-ресурсов.

Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ

 

В течение года

Проведение НОД и открытых занятий

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

 Пересказ сказки  «Заюшкина избушка»

Май

 

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

 

            План работы с детьми средней группы

Время проведения

Задачи

Содержание работы

Сентябрь

1.Диагностика по выявлению исходного уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом.

2.Диагностика творческих способностей.

3.Обогащение, уточнение, активизация словаря.

- Наблюдения за речью ребёнка в повседневной жизни.

- Беседа с подгруппой детей.

- Обследование:

а) звукопроизношения;

б) речевого слуха;

в) словаря детей;

г) грамматического строя речи.

- Чтение сказок.

- «Литературный калейдоскоп»

Октябрь

Развивать произносительную сторону речи:

а) Уточнить и закрепить произношение всех звуков.

- Организация работы по З.К.Р.

- «Волшебный поднос» рисование на подносе с манкой.

- Дидактическая игра «Кто позвал?».

Ноябрь

Развивать и совершенствовать словарь:

а) Познакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;

б) Развивать умение понимать обобщённое значение слов и пользоваться простейшими обобщениями  в самостоятельной речи;

в) Учить осуществлять подбор действий к предмету

- Дидактические игры «Чудесный мешочек» - посуда, овощи, пластмасса, железо, дерево.

- Проблемная ситуация «Бунт в уголке игрушек».

-Чтение художественных произведений - сказок (ежедневно).

- Досуг «Вечер загадок».

 

Декабрь

Развивать грамматические навыки устной речи:

а) Развивать умение правильно употреблять предлоги, выражающие различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, над, перед)

 

- «Закончи сказку» (метод фокальных объектов)

- Инсценирование русской народной сказки «Репка».

-Дидактические игры «Угадай и назови, чего не стало и где стояло».

-Рассматривание картинок: «Что сначала, что потом?» - составление предложений по иллюстрациям из сказок.

Январь

Способствовать развитию связной речи:

а) Развивать диалогическую речь;

б) Создать условия, способствующие активному использованию диалогической речи

-«Сказки – зарисовки» - капризная кошка, волшебный карандаш, интересные истории.

-Проблемные ситуации.

-Театр кукол Би-Ба-Бо «Заяц и лиса», «Коза и петух».

-Общение в повседневной жизни.

- Оформление результатов проекта «Чудесный мир сказок»

Февраль

1.Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

2. Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3-5 объектов, с последующим его воспроизводством.

 

- Знакомство с алгоритмом создания сказки по методу «Каталога»

- Пересказ сказки  «Заюшкина избушка»

-Игровые ситуации.

-Способствовать организации игр в подгруппе детей.

Март

1. Научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка)

2. Развивать связную речь детей

- Развлечение «Широкая Масленица»

- д/и «Чудесная книжка»

-Организация изобразительной деятельности в повседневной и специально организованной ситуации.

Апрель

1.Создать условия, способствующие активизации речи и общения.

2.Демонстрировать детям культуру ведения диалога, культуру общения друг с другом и с взрослыми

- упражнение «Сказочные слова» , «Салат из сказок».

- д/и «В какой сказке?»

- Индивидуальное общение с каждым ребёнком.

- «Литературный калейдоскоп»

Май

 

- Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

-Персональная выставка рисунков по сказкам группы «Колокольчики».

- Оформление результатов и презентация проекта «Сказки А.С. Пушкина»

 

 

           План работы с родителями

Мероприятие

Время проведения

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.  

Октябрь

Мастер – класс для родителей

«Волшебные рисунки»

Декабрь

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме .

В течение года

 

           План работы с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Консультация для педагогов

Сентябрь

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Январь

 

     

 

Комментарии

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги